​30th anniversary of Nevada-Semipalatinsk Anti-Nuclear Movement

On February 28, 1989, at a rally outside the House of Writers' Union in Almaty, the Nevada-Semipalatinsk Anti-Nuclear Movement was established. The architect of Kazakhstan's first non-governmental organisation was Olzhas Suleimenov, the famous writer and poet, who announced the objectives and demands of the organisation at the First Congress of USSR Deputies in June 1989.

On August, 29, 1991, the campaign to stop nuclear testing at the Semipalatinsk test site succeeded in its goal, as Kazakh President Nursultan Nazarbayev signed the Decree “On the closure of the Semipalatinsk Nuclear Test Site". By shutting up the nuclear test site and giving up the 4th largest nuclear arsenal in the world, Kazakhstan has become a global leader in the pursuit of universal nuclear disarmament.

The Nevada-Semipalatinsk movement laid the foundations for the global success of Kazakhstan's anti-nuclear weapons policy. Since independence, Kazakhstan has been actively involved in the global process of nuclear non-proliferation, disarmament and arms control, demonstrating a firm commitment to strengthening relevant international institutions and mechanisms. This makes a significant contribution to the strengthening of global security. To overcome the ongoing stagnation in the global disarmament process, Kazakhstan is continuing to bring new initiatives aimed at reducing the nuclear threat and moving towards a world free of nuclear weapons.

During the 70th session of the UN General Assembly in 2015, President Nursultan Nazarbayev put forward the initiative to achieve a world free of nuclear weapons by the UN's 100th anniversary.

To support an international approach towards nuclear power, Kazakhstan has established the International Low Enriched Uranium Bank that functions under the control of the International Atomic Energy Agency. In addition, to facilitate the implementation of the Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty (CTBT), President Nazarbayev has initiated the international ATOM Project (Abolish Testing - Our Mission). As part of this innovative project, anyone in the world can sign an online petition to call on governments to abandon nuclear tests permanently and bring the CTBT treaty into force as soon as possible.

The UN's declaration of August 29, the anniversary of the closure of the Semipalatinsk Nuclear Test site, as the International Day Against Nuclear Tests was a significant achievement for Kazakhstan.

In addition, Kazakhstan's initiatives such as the creation, along with neighbouring states, of a nuclear-weapon-free zone in Central Asia, the fifth of its kind in the world, are of major importance. Kazakhstan has also put forward the initiative to adopt the UN Universal Declaration of a nuclear-free world, and has supported calls for the establishment of a nuclear-weapon-free zone in the Middle East.

Created at : 28.02.2019, 12:30, Updated at : 28.02.2019, 12:30

​К 30-летию антиядерного движения «Невада-Семипалатинск»

28 февраля 1989 года на митинге у здания Союза писателей в Алматы было принято решение о создании антиядерного движения «Невада-Семипалатинск». Идейным вдохновителем первой казахстанской неправительственной организации стал выдающийся писатель, поэт и дипломат Олжас Сулейменов, который в июне 1989 года на I съезде депутатов СССР изложил цели, задачи и требования организации.

29 августа 1991 года напряженная борьба за прекращение ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне увенчалась успехом. Не дожидаясь согласования союзного центра, Президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона». Казахстан первым сделал реальный шаг к всеобщему ядерному разоружению: закрыл Семипалатинский испытательный ядерный полигон – четвертый в мире по своей разрушительной мощи ядерный потенциал.

Движение «Невада-Семипалатинск» заложило основы успешной антиядерной политике Казахстана на мировом уровне. На протяжении всего периода c момента обретения независимости наше государство принимает активное участие в глобальном процессе ядерного нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями, демонстрируя твердую приверженность укреплению соответствующих международных институтов и механизмов. Ответственная политика Казахстана в этой области не только способствует формированию положительного имиджа Казахстана в мировом сообществе, но и вносит существенный вклад в упрочение глобальной безопасности. С целью преодоления продолжающегося застоя во всемирном разоруженческом процессе Казахстан регулярно выступает с новыми инициативами, направленными на снижение ядерной угрозы и продвижение к миру, свободному от ядерного оружия.

Как известно, на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул инициативу о достижении к 100-летию ООН мира без ядерного оружия.

С целью претворения в жизнь многосторонних подходов к ядерному топливному циклу Казахстан разместил на своей территории международный банк низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ. Кроме того, для содействия вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний лидер Казахстана инициировал международный проект «АТОМ» (Abolish Testing – Our Mission). В рамках этого инновационного проекта любой житель планеты может подписаться под онлайн-петицией к правительствам государств мира с призывом навсегда отказаться от ядерных испытаний и добиться скорейшего вступления договора в силу.

Значимым достижением нашей страны в этой области можно считать объявление ООН даты закрытия Семипалатинского полигона 29 августа Всемирным днем действий против ядерных испытаний.

Кроме того, в сфере нераспространения и ядерного разоружения огромное значение имеют такие инициативы Республики Казахстан, как учреждение, совместно с нашими соседями, зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, которая стала пятой по счету на планете; предложения о принятии в рамках ООН Всеобщей декларации безъядерного мира; а также поддержка создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия.

Добавлено : 28.02.2019, 12:30, Изменено : 28.02.2019, 12:30